Гидротехника в медальерном искусстве (судоходные каналы)

В настоящей статье представлена лишь малая часть настольных медалей XIX-XXI веков, как России и СССР, так и зарубежных стран, посвященным различным судоходным каналам.

1. Мариинский водный путь, Волго-Балтийский водный путь

Об истории Мариинского водного пути, связывающего столицу Российской империи с внутренними водными бассейнами рассказано в предыдущих статьях. Трасса этого водного пути, начинаясь от г. Рыбинска на Волге проходила через р. Шексну, Белое озеро, р. Ковжу, Мариинский канал, проложенный через водораздел между бассейнами Каспийского и Балтийского морей, р. Вытегру, Онежское озеро, р. Свирь, Ладожское озеро и р. Нева.
Для безопасного плавания небольших речных судов через бурные озёра вдоль их берегов были проложены обходные каналы – Белозерский в обход Белого озера, Онежский в обход Онежского озера, Ново-Свирский, Ново-Сясьский и Ново-Ладожский в обход Ладожского озера.
К середине XIX века Ладожский канал (старый) уже не удовлетворял потребностям судоходства ни по своим габаритам, ни сложностями при шлюзовании судов. Поэтому было принято решение о строительстве нового канала протяженностью около 110 км без шлюзов и с бóльшими габаритами: ширина по дну 26 м, по зеркалу воды – 36 м, гарантированная глубина – 1,8 м.
Строительство началось 28 мая 1861 и уже 1 сентября 1866 году канал был открыт для движения судов. Построенный канал был назван Ново-Ладожским, он идет параллельно старому каналу, ближе к озеру. В настоящее время Старо-Ладожский канал практически весь зарос за исключением участков у Шлиссельбурга и Новой Ладоги. Ново-Ладожский канал частично используется для движения малых судов.
В память открытия Ново-Ладожского канала на Санкт-Петербургском монетном дворе отчеканена медаль (1.1). Автор медали П. Л. Брусницын, диаметр – 68 мм. Основной тираж выполнен в бронзе, но небольшая часть тиража выпущена в золоте и серебре. Интересно то, что эта медаль как бы посвящена и Старо-Ладожскому каналу. На аверсе медали (лицевой стороне) – портрет действующего императора Александра II и по окружности легенда (надпись) – «Второй Ладожский канал начат в 1861 г. Открыт в 1866 г.». На реверсе медали (оборотной стороне) – портрет императора Петра I и по окружности легенда – «Первый Ладожский канал начат в 1719 г. Открыт в 1731 г.».

1.1. Медаль в память открытия Новоладожского канала (1866 г.)


1.1. Медаль в память открытия Новоладожского канала (1866 г.)

От устья реки Свирь через устье реки Сясь и до Новой Ладоги в обход Ладожского озера также проложены два судоходных канала. Впервые эти каналы были построены в 1766-1810 годах, но с течением времени они обмелели и были заменены новыми.
Новые каналы идут параллельно старым, ближе к озеру. Общая длина каналов около 57 км, ширина – 35,5 м, глубина – 2,4 м. Новые каналы в 1882 году торжественно открывали лично император Александр III с супругой.
В память открытия новых Сясьского и Свирского каналов на Санкт-Петербургском монетном дворе отчеканена медная медаль (1.2). Авторы медали Л. Х. Штейнман и М. Я. Габе, диаметр – 79 мм. Эта медаль также посвящена и старым Сясьскому и Свирскому каналам. На аверсе медали – портреты императоров Екатерины II, Александра I , Александра II и Александра III, в центре – медальон с датой «1883». На реверсе медали легенда – «Старый Сясьский канал (10 1/4 вер) начат в 1766 г, окончен в 1802 г. Старый Свирский канал (48 вер) начат в 1802 г, окончен в 1810 г. Новый Сясьский (9 1/2 вер) и Свирский (43 3/4 вер) начаты в 1878 г. Сясьский окончен в 1880 г, а Свирский в 1882 г.».

1.2. Медаль в память открытия новых Сясьского и Свирского каналов (1883 г.)


1.2. Медаль в память открытия новых Сясьского и Свирского каналов (1883 г.)

В 1882-1886 гг. на водоразделе Мариинского канала был построен в обход Матко-озера (северо-восточнее старого русла) Ново-Мариинский канал, в результате чего была понижена отметка водораздельного бьефа и отпала необходимость в четырех шлюзах. Новый канал питался водой верхней части р. Ковжи, подпёртой плотиной с водоспуском у истока реки из Ковжского озера. Длина нового участка канала с водораздельным бьефом около 9 км, ширина по дну – 21,3 м, глубина – 2,1 м.
7 мая 1886 года состоялось торжественное открытие нового участка Мариинского канала.
В память открытия нового соединительного канала реки Вытегры и Ковжи Мариинского водного пути на Санкт-Петербургском монетном дворе отчеканена бронзовая медаль (1.3). Автор медали П. Л. Брусницын, диаметр – 85 мм. На аверсе медали – портреты императоров Петра I, Павла I, Александра II и Александра III и императрицы Марии Федоровны, а по окружности легенда – «В память открытия нового соединительного канала рек Вытегры и Ковжи Мариинского водного пути 1886. На реверсе медали выбиты топографический план и продольный профиль нового участка канала.

1.3. Медаль в память открытия нового соединительного канала реки Вытегры и Ковжи Мариинского водного пути  (1886 г.)


1.3. Медаль в память открытия нового соединительного канала реки Вытегры и Ковжи Мариинского водного пути (1886 г.)

 

Еще одна медаль этого воднотранспортного соединения появилась в 1984 году – в память 20-летия реконструкции Волго-Балтийского канала (1.4).
Медаль бронзовая, диаметр – 60 мм. На аверсе медали – земснаряда и якоря с якорной цепью, по окружности (в основном) легенда – «Волго-Балтийский канал имени В. И. Ленина / 1964-1984». На реверсе – в верхней части медали Сепр и Молот, в центре – «20 лет», в нижней части – лавровая ветвь.

 

1.4А
1.4р. Медаль в память 20-летия реконструкции Волго-Балтийского канала (1984 г)

1.4. Медаль в память 20-летия реконструкции Волго-Балтийского канала (1984 г)

 

2. Волго-Донской канал имени В. И. Ленина

Об истории Волго-Донского канала уже рассказано в предыдущих статьях, поэтому не будем повторяться, а приведем лишь изображение пробного варианта настольной медали, которую предполагалось выпустить к открытию канала (2.1).
Медаль бронзовая, отчеканена на Ленинградском монетном дворе. Авторы медали Н. А. Соколов и А. В. Козлов, диаметр – 79 мм. На аверсе медали – портрет И. В. Сталина. На реверсе – изображение арки на нижней голове шлюза № 1 ВДСК, по окружности легенда – «Первенец великих строек коммунизма – Волго-Донской канал», внизу в обрезе – «Открыт 1 июня 1952 года».

2.1а. Пробная медаль в память открытия Волго-Донского судоходного канала  (1952 г.)
2.1р. Пробная медаль в память открытия Волго-Донского судоходного канала  (1952 г.)

2.1. Пробная медаль в память открытия Волго-Донского судоходного канала (1952 г.)

По информации некоторых нумизматических каталогов, существует еще один пробный вариант этой медали. Отличается он лишь легендой на реверсе:
«Первенец великих строек коммунизма – Волго-Донской судоходный канал им. В.И. Ленина» / «Открыт 27 июля 1952 года» и наличием в верхней части медали флага с профилем В. И. Ленина. По всей вероятности этот вариант был подготовлен к дате присвоения каналу имени В. И. Ленина, но как и предыдущий вариант, по каким-то причинам также не пошел в тираж.

3. Беломорско-Балтийский канал, Канал имени Москвы, Сайменский канал

Здесь также не будем повторять историю строительства выщеперечисленных судоходных каналов, а только приведем изображения настольных медалей, выпущенных в честь юбилеев этих гидротехнических комплексов.
Медаль в память 50-летнего юбилея Беломорско-Балтийского канала (3.1) отчеканена из томпака, на Ленинградском монетном дворе в 1985 году. Автор медали И. С. Комшилов, диаметр – 60 мм. На аверсе медали изображен топографический план трассы канала от Повенца до Беломорска, по окружности легенда – «Беломорско-Балтийский канал. 1933-1983». На реверсе – изображение носа грузового судна в подходном канале шлюза, справа – изображение ордена Трудового Красного Знамени, которым канал был награжден в 1983 году в честь своего юбилея.

 

3.1а. Медаль «50 лет Беломорско-Балтийскому каналу»  (1985 г.)
3.1р. Медаль «50 лет Беломорско-Балтийскому каналу»  (1985 г.)

3.1. Медаль «50 лет Беломорско-Балтийскому каналу» (1985 г.)

 Медаль в память 70-летнего юбилея Канала имени Москвы (3.2) отчеканена из бронзы в 2007 году. Медаль одностороння, диаметр – 69 мм. На аверсе медали изображен пассажирский теплоход проекта 302, выходящий из камеры шлюза, в нижней части – изображение ордена Трудового Красного Знамени. По окружности легенда – «Канал имени Москвы. 70 лет».

3.2. Медаль «70 лет Каналу имени Москвы» (2007 г.)

3.2. Медаль «70 лет Каналу имени Москвы» (2007 г.)

Сайменскому каналу посвящены две медали – в память реконструкции (3.3) и в память 150-летия канала (3.4).
Медаль (3.3) бронзовая, отчеканена в Финляндии, диаметр – 69 мм. На аверсе медали – стилизованное изображение шлюзовой лестницы, по которой поднимается теплоход, Выборгский замок и трубы целлюлозно-бумажного комбината в финском городе Лаппеэнранта. Легенда на финском языке – «Saimaan kanava / 1963-1968». На реверсе – стилизованное изображение рельфа местности прорезаемой каналом.

3.3а. Медаль «В память реконструкции Сайменского канала»  (1968 г.)
3.3р. Медаль «В память реконструкции Сайменского канала»  (1968 г.)
 

3.3. Медаль «В память реконструкции Сайменского канала»  (1968 г.)

Медаль (3.4) бронзовая, диаметр – 56 мм. На аверсе медали – легенда «Сайменский канал / 150 лет / 1856-2006» и орнамент из лент, лаврового венка и скрещенных якорей с якорными цепями. На реверсе – свиток с картой канала от Выборга до Лаппеэнранта и печатью, судно, выходящее из шлюза, Выборгский замок.

3.4а. Медаль «В память 150-летия Сайменского канала»  (2006 г.)
3.4р. Медаль «В память 150-летия Сайменского канала»  (2006 г.)
 

3.4. Медаль «В память 150-летия Сайменского канала»  (2006 г.)

 

Рассказывая о судоходных каналах, нельзя не вспомнить о двух величайших транспортных комплексах планетарного масштаба, связанных между собой именем одного человека – Фердинанда де Лессепса. Это Суэцкий и Панамский каналы, сокращающие морские транспортные маршруты на тысячи километров.

 

4. Суэцкий канал связывает акватории Средиземного и Красного морей (Атлантический и Индийский океаны). Канал бесшлюзовой, имеет длину около 160 километров, включая морские подходные каналы, ширину по зеркалу воды около 350 м, по дну – 45-60 м, глубину 20 м.
Впервые идеи о строительстве канала на Суэцком перешейки родились задолго до  нашей эры и даже строились небольшие каналы, связывающие низовья Нила с Красным морем. Но только в 1846 году было создано международное Общество по исследованию Суэцкого канала (Société d’etudes du canal de Suez) которое разработало проект канала соединяющего Средиземное и Красное моря с габаритами позволяющими проход морских судов. Для строительства была учреждена Всеобщая компания Суэцкого морского канала (Compagnie Universelle du Canal Maritime de Suez), в которой контрольный пакет принадлежал Франции, а миноритарный – Египту, который впоследствии продал свою долю Великобритании.
Строительство канала продолжалось 11 лет, с 1859 до 1869 года. Были привлечены капиталы государственных и частных компаний, а также индивидуальных инвесторов.
Официальное открытие Суэцкого канала состоялось 17 ноября 1869 года. На открытии присутствовали супруга Наполеона III императрица Евгения, император Австро-Венгрии Франц Иосиф I с министром-президентом правительства Венгрии, голландский принц с супругой, прусский принц и другие персоны. Никогда раньше Египет не принимал такого количества высокопоставленных европейских гостей. В честь этого выдающегося события выпущено большое количество настольных медалей (4.1-4.8).
В Первую Мировую войну вдоль канала прошла линия фронта между британскими и турецкими войсками. Попытки Османской империи прервать судоходство по Суэцкому каналу не увенчались успехом. Монумент, открытый в 1930 году и посвященный защитникам Суэцкого канала в 1914-1918 гг. изображен на французской медали (4.9).
В 2014 года на отдельных участках, для увеличения пропускной способности, началось строительство второй нитки канала. Временная эксплуатация второй нитки канала, длиной около 70 км, началась 25 июля 2015 года.

4.1. Медаль на открытие Суэцкого канала.


4.1. Медаль на открытие Суэцкого канала. 1869 г. Серебро / Бронза, 42 мм. Отчеканена для международной компании «Société d’etudes du canal de Suez»

 

4.2. Презентационная медаль на открытие Суэцкого канала


4.2. Презентационная медаль на открытие Суэцкого канала для «Compagnie Universelle du Canal Maritime de Suez». 1869 г. Серебро, 59 мм.

 

4.3. Медаль на открытие Суэцкого канала, посвященная Фердинанду де Лессепсу. 1869 г.


4.3. Медаль на открытие Суэцкого канала, посвященная Фердинанду де Лессепсу. 1869 г. Бронза, 72 мм.

 

4.4а. Медаль на открытие Суэцкого канала, посвященная Фердинанду де Лессепсу. 1869 г.
4.4р. Медаль на открытие Суэцкого канала, посвященная Фердинанду де Лессепсу. 1869 г.

4.4. Медаль на открытие Суэцкого канала, посвященная Фердинанду де Лессепсу. 1869 г.
Белый металл, 50 мм.

 

4.5. Медаль на открытие Суэцкого канала, посвященная визиту супруги Наполеона III императрицы Евгении. 1869 г.


4.5. Медаль на открытие Суэцкого канала, посвященная визиту супруги Наполеона III императрицы Евгении. 1869 г. Бронза, 55 мм.

 

4.6а. Медаль в память о посещении императором Австро-Венгрии Францем Иосифом I Суэцкого канала.  1869 г.
4.6р. Медаль в память о посещении императором Австро-Венгрии Францем Иосифом I Суэцкого канала.  1869 г.


4.6. Медаль в память о посещении императором Австро-Венгрии Францем Иосифом I Суэцкого канала. 1869 г. Бронза, 70 мм.

 

4.7. Медаль на открытие Суэцкого канала с портретом правителя Египта Исмаила-Паши. 1869 г.


4.7. Медаль на открытие Суэцкого канала с портретом правителя Египта Исмаила-Паши. 1869 г. Медь, 37 мм.

4.8а. Медаль на открытие Суэцкого канала. 1869 г.
4.8р. Медаль на открытие Суэцкого канала. 1869 г.

4.8. Медаль на открытие Суэцкого канала. 1869 г. Белый металл, 50 мм.

 

4.9. Медаль на открытие Монумента защитникам Суэцкого канала в 1914-1918 гг.


4.9. Медаль на открытие Монумента защитникам Суэцкого канала в 1914-1918 гг.
1930 г. Бронза, 81,0 мм.

 

5. Панамский канал связывает акватории Атлантического и Тихого океанов. Канал имеет длину более 80 километров, включая морские подходные каналы в Панамской и Лимонской бухтах, ширину по зеркалу воды около 150 м, глубину – 12 м. На канале имеются три двухниточных шлюза – трехступенчатый, двухступенчатый и одноступенчатый соответственно. Габариты камер шлюзов: ширина 33,5 м, длина 304,8 м. Водораздельный бьеф на 26 м выше уровня воды в океанах.
Идея строительства канала на Панамериканском перешейке для соединения двух океанов относится еще к XVI веку. В течение XIX века рассматривались два основных варианта строительства – по территориям Панамы и Никарагуа.
Инициатива в разработке проекта «панамского» варианта принадлежит французам.
В 1879 году в Париже под председательством автора и руководителя строительства Суэцкого канала Фердинанда де Лессепса была создана «Всеобщая компания Панамского межокеанского канала» (5.1, 5.2), акции которой купили более 800 тысяч человек и в том же году началось строительство бесшлюзового канала.
К 1887 году около 70 % средств компании уже были растрачены, на непроизводственные цели, в результате чего 14 декабря 1888 года компания прекратила платежи, и вскоре работы были остановлены. В 1889 году компания по строительству с большим скандалом, сопровождавшимся судебными исками была распущена. Именно с той поры слово «Панама» стало синонимом аферы.
В июне 1902 года Франция продала концессию на строительство и часть построенных объектов США. Строительство возобновилось в 1904 году под эгидой Министерства обороны США. Канал строился уже со шлюзами, что значительно сократило объемы земляных выемок, откосы которых и без того постоянно грозили оползнями.
Первое судно по каналу прошло 15 августа 1914 года (5.3. 5.4), но очередной оползень произошедший в октябре того же года вновь прервал судоходство.
Официальное открытие Панамского канала состоялось лишь 12 июня 1920 года.

Панамский канал эксплуатировался США (5.5, 5.6) вплоть до 31 декабря 1999 года, после чего был передан правительству Панамы (5.7, 5.8).
В настоящее время интенсивно прорабатываются варианты строительства второго судоходного канала, но уже по «никарагуанскому» варианту. В конце 2014 года начаты подготовительные работы, но затем финансирование было приостановлено.

5.1. Медаль в память основания Всеобщей компании Панамского межокеанского канала. 1880 г.


5.1. Медаль в память основания Всеобщей компании Панамского межокеанского канала. 1880 г. Серебро, 35 мм. Вручалась вкладчикам Парижского банка

5.2а. Медаль в память основания Всеобщей компании Панамского межокеанского канала. 1880 г.
5.2р. Медаль в память основания Всеобщей компании Панамского межокеанского канала. 1880 г.

5.2. Медаль в память основания Всеобщей компании Панамского межокеанского канала. 1880 г. Бронза, 56 мм. Вручалась вкладчикам Парижского банка

 

5.3. Медаль строителям Панамского канала. 1914 г.

5.3. Медаль строителям Панамского канала. 1914 г. Бронза, 38 мм.

 

5.4а. Наградная медаль Панамо-Тихоокеанской международной выставки в Сан-Франциско, посвященной завершению строительства Панамского канала. 1915 г.
5.4р. Наградная медаль Панамо-Тихоокеанской международной выставки в Сан-Франциско, посвященной завершению строительства Панамского канала. 1915 г.

5.4. Наградная медаль Панамо-Тихоокеанской международной выставки в Сан-Франциско, посвященной завершению строительства Панамского канала. 1915 г. Бронза, 70 мм.

5.5. Односторонняя медаль на ввод в строй автодорожного моста Тетчер (Мост двух Америк) через Панамский канал. 1962 г.

5.5. Односторонняя медаль на ввод в строй автодорожного моста Тетчер (Мост двух Америк) через Панамский канал. 1962 г. Бронза, 64 мм.

5.6а. Медаль в память 50-летия открытия Панамского. 1964 г.
5.6р. Медаль в память 50-летия открытия Панамского. 1964 г.

5.6. Медаль в память 50-летия открытия Панамского. 1964 г. Серебро, 45 мм.

 

5.7. Медаль в память 100-летия открытия Панамского. 2014 г.

5.7. Медаль в память 100-летия открытия Панамского. 2014 г. Бронза, 39 мм.

 

5.8. Медаль в память 100-летия открытия Панамского. 2014 г.


5.8. Медаль в память 100-летия открытия Панамского. 2014 г. Серебро, 39 мм.

Со строительством Суэцкого и Панамского каналов неразрывно связано имя виконта Фердинанда де Лессепса – французского дипломата, юриста, инженера, проектировщика и руководителя строительства.
Фердинанд де Лессепс родился 19 ноября 1805 года. Получил юридическое образование. В 1825-1849 годах занимал дипломатические посты в странах Европы и Африки, в том числе и в Египте. Используя личные связи с представителями египетского двора, в 1854 году получил от правителя Египта Саида-паши концессию на сооружение Суэцкого канала. В 1859-1869 годах руководил строительством этого канала.
Успешное завершение строительства Суэцкого канала принесли ему заслуженную славу – Лессепс стал членом Французской Академии, Академии наук, множества научных обществ, награжден орденом Почетного Легиона.
Его репутацию не смог подорвать даже скандал с возглавляемым им акционерным обществом для сооружения Панамского канала. Крах этой компании привел к разорению десятков тысяч мелких держателей акций. После официального расследования Лессепс и его сын Шарль были приговорены в феврале 1893 года к пяти годам заключения. Отбывать наказание пришлось только сыну и то недолго, так как вскоре суд отменил это решение.
Имя Лессепса связано еще с одним необычным судоходным каналом. В 1882 году по проекту Фердинанда де Лессепса началось строительство Коринфского канала в Греции, соединяющий Саронский и Коринфский заливы Эгейского моря. Французская строительная компания обанкротилась в 1889 году, но работы были завершены греческой фирмой, и канал вступил в строй в 1893 году. Протяженность канала составляет 6,3 км, ширина по урезу воды – 25 м, глубина – 8 м.
Скончался Фердинанд де Лессепс 7 декабря 1894 года в возрасте 89 лет.
О том, что его имя вошло в историю и до сих пор не забыто говорят настольные медали (6.1-6.5) посвященные Фердинанду де Лессепсу.

6.1. Медаль в память 100-летия со дня рождения Фердинанда де Лессепса. 1905 г.


6.1. Медаль в память 100-летия со дня рождения Фердинанда де Лессепса. 1905 г.
Бронза.

 

6.2а. Медаль в память 100-летия Компании морских грузоперевозок с портретом Фердинанда де Лессепса и картой Суэцкого канала. 1952 г.
6.2р. Медаль в память 100-летия Компании морских грузоперевозок с портретом Фердинанда де Лессепса и картой Суэцкого канала. 1952 г.

6.2. Медаль в память 100-летия Компании морских грузоперевозок с портретом Фердинанда де Лессепса и картой Суэцкого канала. 1952 г. Бронза, 59 мм.

 

 

6.3. Медаль в память Фердинанда де Лессепса с макетом Панамского канала. XX в.


6.3. Медаль в память Фердинанда де Лессепса с макетом Панамского канала. XX в. Бронза.

 

6.4. Медаль в память 150-летия со дня рождения Фердинанда де Лессепса. 1955 г.


6.4. Медаль в память 150-летия со дня рождения Фердинанда де Лессепса. 1955 г.
Бронза, 59 мм.

6.5а. Медаль в память 100-летия профсоюза профессиональных подрядчиков общественных работ Франции и заморских территорий с портретом Фердинанда де Лессепса. 1982 г.
6.5р. Медаль в память 100-летия профсоюза профессиональных подрядчиков общественных работ Франции и заморских территорий с портретом Фердинанда де Лессепса. 1982 г.

6.5. Медаль в память 100-летия профсоюза профессиональных подрядчиков общественных
работ Франции и заморских территорий с портретом Фердинанда де Лессепса. 1982 г.
Бронза, 68 мм.