Знаки пароходств, РЭБ флота
На территории нашей страны реки многие века служили надежными транспортными артериями. Услугами «речных транспортных компаний» пользовался еще купец и путешественник (а возможно и разведчик) Афанасий Никитин отправляясь в свой вояж в Индию. Однако возникновение термина «пароходство» по понятным причинам относится лишь к середине XIX века.
На протяжении истории речные пароходства возникали и исчезали, вследствие банкротства или слияния с другими, национализировались и приватизировались, меняли свои названия и ведомственную принадлежность.
Например, Медвежьегорская ремонтно-эксплуатационная база (РЭБ) флота Беломорско-Онежского пароходства МРФ РСФСР, основанная в 1934 году входила как в систему НКВД СССР, так и в систему НКРФ и МРФ СССР и МРФ РСФСР, называясь судоверфью, ССРЗ, РЭБ, судостроительной базой.
По этой причине перечень речных пароходств выбран на конкретный период – конца 80-х годов прошлого века, считая этот период временем наибольшего рассвета речного транспорта государства.
Знаки речных пароходств МРФ РСФСР, РЭБ флота
В настоящей статье приведены знаки речных пароходств и РЭБ флота, подчиненных МРФ РСФСР. Знаки речных портов и судоремонтных заводов, входивших в структуру речных пароходств, даны только при наличии на них наименования пароходства или его вымпела. Этот же принцип использован при иллюстрации знаков теплоходов, организаций и предприятий «речного» профиля.
Речные пароходства МРФ РСФСР, такие как Амурское, Беломорско-Онежское, Волго-Донское, Волготанкер, Западное, Северо-Западное кроме перевозок по внутренним водным путям также осуществляли перевозки и в сообщении «река-море».
1. Амурское речное пароходство, г. Хабаровск
Амурское пароходство создано в середине XIX века. Датой основания пароходства считается 14 (27) мая 1854 года, когда в плавание отправился первый дальневосточный пароход «Аргунь».
Амурское государственное речное пароходство было образовано в 1923 году (Официальный отдел «Вестника путей сообщения», 1923).
Постановлением СНК СССР от 16.11.1936 года Амурское пароходство было разделено на два пароходства: Верхне-Амурское и Нижне-Амурское. А в 1948 году Верхне-Амурское и Нижне-Амурское пароходства были вновь объединены (приказ МРФ СССР от 21.04.1948 г № 99),
Пароходство осуществляло перевозки грузов и пассажиров по судоходным рекам бассейна реки Амур, добычу и поставку нерудных строительных материалов, судоремонт.
В Амурское речное пароходство входили:
- Благовещенский речной порт, г. Благовещенск;
- Зейский речной порт, г. Зея;
- Комсомольский речной порт, г. Комсомольск-на-Амуре;
- порт Поярково, п. Поярково;
- Свободненский речной порт, г. Свободный;
- Хабаровский речной порт, г. Хабаровск;
- Читинский речной порт, г. Чита;
- Благовещенская РЭБ флота, г. Благовещенск;
- Малышевская РЭБ флота, с. Малышево;
- Николаевская РЭБ флота, г. Николаевск-на-Амуре;
- Свободненская РЭБ флота, г. Свободный;
- Хабаровская РЭБ флота, г. Хабаровск.
В 1993 году «Амурское речное пароходство» преобразовано в акционерное общество, с 2017 года – Акционерное общество «Амурское Пароходство» (АО «АП»).
Известны следующие значки Амурского речного пароходства:
- кокарда-вымпел Амурского речного пароходства. 30-40 гг XX века (1.1),
- в память 125-летия судоходства на Амуре. 1979 г. (1.2),
- в память 145-летия судоходства на Амуре. 1999 г. (1.3),
- в память 75-летия Хабаровской РЭБ флота. 1970 г (1.4),
- «Заслуженный речник Амура». СССР (1.5),
- «Заслуженный речник Амура». РФ (1.6, 1.7).
1.1
|
1.2
|
1.3
|
2. Беломорско-Онежское речное пароходство, г. Петрозаводск
Беломорско-Онежское речное пароходство с центром в г. Петрозаводске создано Постановлением СНК СССР от 01.06.1940 года в результате выделения из состава Северо-Западного пароходства.
Пароходство осуществляло перевозки грузов и пассажиров в районе Белого моря, Беломорско-Балтийского канала и Онежского озера, добычу и поставку нерудных строительных материалов, судоремонт.
В Беломорско-Онежское речное пароходство входили:
- Беломорский морской порт, г. Беломорск;
- Медвежьегорский речной порт, г. Медвежьегорск;
- Надвоицкий речной порт, п. Надвоицы;
- Петрозаводский речной порт, г. Петрозаводск;
- Шальский речной порт, п. Новостеклянное;
- Медвежьегорская РЭБ флота, п. Пиндуши;
- Петрозаводская РЭБ флота, г. Петрозаводск.
В настоящее время действует судоходная компания под наименованием ООО «Беломорско-Онежское пароходство» («БОП»).
Известны следующие значки Беломорско-Онежского речного пароходства:
- в память 50-летнего юбилея пароходства. 1990 г. (2.1),
- в память 50-летнего юбилея Медвежьегорской РЭБ флота. 1984 г. (2.2).
2.1
|
2.2
|
3. Бельское речное пароходство, г. Уфа
Бельское речное пароходство было основано в 1936 году, выделением из Камского речного пароходства (Постановление СНК СССР от 16.11.1936 г.), но движение пароходов по реке Белой началось еще в середине XIX века – в 1858 году.
Пароходство осуществляло перевозки грузов и пассажиров по рекам Белая и Уфа, добычу и поставку нерудных строительных материалов, судоремонт.
В Бельское речное пароходство входили:
- Уфимский речной порт, г. Уфа;
- РЭБ флота имени Октябрьской Революции, г. Уфа;
- Уфимская РЭБ флота, г. Уфа.
В августе 2005 года после реорганизации ОАО «Бельское речное пароходство», признанного банкротом, было создано ОАО «Башкирское речное пароходство».
Башкирское речное пароходство ведет отсчет своей истории с 1918 года, когда был подписан декрет Совета народных комиссаров «О национализации торгового флота».
Известны следующие значки Бельского и Башкирского речных пароходств:
- значок-вымпел Бельского речного пароходства (3.1),
- в память 150-летия судоходства на р. Белая. 2008 г. (3.2),
- в память 50-летнего юбилея пароходства. 1996 г. (3.3, 3.4),
- в память 90-летнего юбилея пароходства. 2008 г. (3.5),
- «За заслуги. Башкирское пароходство» (3.6).
3.1
|
3.2
|
3.3
|
4. Волго-Донское речное пароходство, г. Ростов-на-Дону
Волго-Донское речное пароходство ведет свою историю от 1923 года, когда было основано Доно-Кубанское государственное пароходство (Официальный отдел «Вестника путей сообщения», 1923). После ряда административных реформ и ввода в строй Волго-Донского судоходного канала, в начале 50-х годов, пароходство стало называться Волго-Донским речным пароходством.
Пароходство осуществляло перевозки грузов и пассажиров по водным путям Европейской части страны с выходом в моря, добычу и поставку нерудных строительных материалов, судостроение и судоремонт.
В Волго-Донское речное пароходство входили:
- Азовский порт, г. Азов;
- Волгодонский речной порт, г. Волгодонск;
- Воронежский речной порт, г. Воронеж;
- Ейский порт, г. Ейск;
- Калачевский речной порт, г. Калач-на-Дону;
- Порт Лиски, г. Лиски;
- Ростовский речной порт, г. Ростов-на-Дону;
- Усть-Донецкий речной порт, п. Усть-Донецкий;
- Аксайская РЭБ флота, г. Аксай;
- Калачевский ССРЗ, г. Калач-на-Дону;
- Павловский ССРЗ, г. Павловск;
- Ростовский ССРЗ, г. Ростов-на-Дону;
- РЭБ флота «Красный флот», г. Ростов-на-Дону;
- ССРЗ «Красный Дон», г. Ростов-на-Дону;
- Усть-Донецкая РЭБ флота, п. Усть-Донецкий.
В 1992 году Волго-Донское пароходство разделилось на ряд самостоятельных предприятий. Грузовые перевозки осуществляются ОАО «Донречфлот» группы компаний Азово-Донское пароходство (АДП), а пассажирские – ОАО «Донинтурфлот».
Известны следующие значки Волго-Донского речного пароходства:
- Волго-Донское пароходство (4.1),
- ВДРП (4.2, 4.3),
- УРС (управление рабочего снабжения) ВДРП МРФ (4.4),
- в память 25-летия Усть-Донецкой РЭБ флота. 1985 г. (4.5)
4.1
|
4.2
|
5. Пароходство «Волготанкер», г. Куйбышев (г. Самара)
Пароходство «Волготанкер» создано в 17 апреля 1938 году путем выделения из «Волжского государственного пароходства», в составе которого существовало «Агентство нефтефлота».
Пароходство осуществляло перевозки нефти и нефтепродуктов по водным путям Европейской части страны с выходом в моря, судостроение и судоремонт.
В Пароходство «Волготанкер» входили:
- Благовещенская РЭБ нефтефлота, г. Благовещенск (Башкирия);
- Волгореченская РЭБ нефтефлота, г. Волгореченск;
- РЭБ нефтефлота им. Куйбышева, с. Кирельское;
- Куйбышевская РЭБ нефтефлота, г. Куйбышев (г. Самара);
- ССРЗ им. Ленина, г. Астрахань;
- ССРЗ им. III Интернационала, г. Астрахань;
- ССРЗ им. 30-й годовщины Октября, г. Астрахань.
27 мая 1992 года было приято решение о приватизации пароходства. 16 декабря 1992 года было зарегистрировано ОАО «Волжское нефтеналивное пароходство «Волготанкер».
4 марта 2008 года пароходство было признано банкротом.
Судоходная компания «БашВолготанкер» ведет отсчет своей истории с 1 апреля 1948 года. 01.04.1996 года зарегистрировано ЗАО «БашВолготанкер» (г. Уфа), основным акционером которого является ОАО «Волготанкер». Структурные подразделения ЗАО «БашВолготанкер» находятся в городах: Уфа, Самара, Астрахань, пгт Камское Устье, Ростов-на-Дону, Ярославль.
Известны следующие значки Пароходства «Волготанкер»:
- в память 30-летнего юбилея пароходства. 1968 г. (5.1),
- в память 50-летнего юбилея пароходства. 1988 г. (5.2),
- в память 60-летнего юбилея пароходства. 1998 г. (5.3),
- в память 80-летнего юбилея пароходства. 2018 г. (5.4а, 5.4р),
- «Заслуженный работник пароходства «Волготанкер». СССР (5.5, 5.6, 5.7),
- фирменный знак пароходства в «золотом» и «серебряном» исполнении (5.8),
- «За заслуги перед «Волготанкером». РФ (5.9),
- «Ветеран труда «Волготанкера». РФ (5.10, 5.11 - в «золотом» и «серебряном» исполнении),
- в память 70-летнего юбилея ЗАО «БашВолготанкер». 2018 г. (5.12а, 5.12р)
-
5.1
|
5.5
|
5.6
|
5.7
|
5.8
|
5.9
|
5.11
|
5.12а
|
5.12р
|
6. Волжское объединенное речное пароходство, г. Горький (г. Нижний Новгород).
7 сентября 1843 года был утвержден Указ об образовании Пароходного Общества по Волге, с которого и началась история Волжского пароходства. Первые пароходы осуществляли перевозки или буксировали несамоходные баржи от Рыбинска до Астрахани.
Волжское государственное речное пароходство с центром в Нижнем Новгороде было образовано постановлением Совета труда и обороны от 30 января 1923 года (Собрание узаконений и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства, 1923, № 8, ст.113).
Новым этапом стало образование в 1954 г в Горьком Волжского объединенного речного пароходства (ВОРП), объединившего Волжское грузопассажирское (г. Горький) и Волжское грузовое пароходства (г. Куйбышев).
Пароходство осуществляло перевозки грузов и пассажиров по водным путям Европейской части страны с выходом в моря, добычу и поставку нерудных строительных материалов, судостроение и судоремонт.
В Волжское объединенное речное пароходство входили:
- Астраханский речной порт, г. Астрахань;
- Ахтубинский речной порт, г. Ахтубинск;
- Волгоградский речной порт, г. Волгоград;
- Горьковский речной грузовой порт, г. Горький (г. Нижний Новгород);
- Горьковский пассажирский порт, г. Горький (г. Нижний Новгород);
- Казанский речной порт, г. Казань;
- Кинешемский речной порт, г. Кинешма;
- Козьмодемьянский речной порт, г. Козьмодемьянск;
- Костромской речной порт, г. Кострома;
- Куйбышевский речной порт, г. Куйбышев (г. Самара);
- Саратовский речной порт, г. Саратов;
- Тольяттинский речной порт, г. Тольятти;
- Ульяновский речной порт, г. Ульяновск;
- Чебоксарский речной порт, г. Чебоксары;
- Ярославский речной порт, г. Ярославль;
- Ахтубинский ССРЗ, г. Ахтубинск;
- Балаковский СРЗ, г. Балаково;
- Борская РЭБ флота, п. Октябрьский;
- Волгоградский ССРЗ, г. Волгоград;
- Волжская РЭБ флота, г. Волжский;
- Городецкий СРМЗ, г. Городец;
- Красноармейский СРЗ, г. Волгоград;
- Криушинская РЭБ флота, с. Криуши;
- РЭБ флота им. 25-летия Октября, г. Горький (г. Нижний Новгород);
- Куйбышевская РЭБ флота, г. Куйбышев (г. Самара);
- Сокольская судоверфь, п. Сокольское;
- ССРЗ им. Бутякова, г. Звенигово;
- ССРЗ им. 40-й годовщины Октября, п. Октябрьский;
- СРЗ «Память Парижской Коммуны», п. Память Парижской Коммуны;
- СРМЗ им. Урицкого, г. Астрахань;
- Тольяттинский СРМЗ, г. Тольятти.
В 1994 году правопреемником госпредприятия «Волжское объединенное речное пароходство» стало акционерное общество «Судоходная компания «Волжское пароходство».
Известны следующие значки Волжского речного пароходства:
- кокарда-вымпел Волжского речного пароходства. 30-40 гг XX века (6.1),
- значок-вымпел Волжского речного пароходства (6.2),
- в память 150-летия Волжского пароходства. 1993 г. (6.3),
- в память 160-летия Волжского пароходства. 2003 г. (6.4),
- значки Волжского пароходства, ВОРП (6.5, 6.6, 6.7, 6.8),
- ОРС (отдел рабочего снабжения) ВОРП Министерства речного флота РСФСР (6.9),
- в память 50-летия УРС (управление рабочего снабжения) Волжского пароходства. 1992 г. (6.10),
- Горьковский ОРС (отдел рабочего снабжения) ВОПР (6.11),
- ПТУСиР (Производственно-техническое управление связи и радионавигации) ВОРП (6.12),
- в память 100-летия РЭБ флота им. 25-летия Октября. 1987 г. (6.13),
- теплоход «Советская Украина» ВОРП МРФ (6.14),
- 15 комсомольская конференция ВОПР (6.15),
- «По Волге» с вымпелом ВОРП (6.16),
6.2
|
6.3
|
6.4
|
6.5
|
6.6
|
6.7
|
6.8
|
6.9
|
6.10
|
6.11
|
6.14
|
6.16
|
Вымпел Волжского речного пароходства можно увидеть на одном из первых наградных значков речников – Ударнику водного транспорта (6.17).
6.17
|
7. Восточно-Сибирское речное пароходство, г. Иркутск 17 августа 1885 г. утверждено Положение Комитета Министров об организации буксирного пароходства на Ангаре. Эту дату Восточно-Сибирское речное пароходство считает днем своего рождения.
Постановлением СНК от 21 ноября 1924 года было образовано Селенгинское пароходство, переименованное в 1930 году в Восточно-Сибирское.
Пароходство осуществляло перевозки грузов и пассажиров по водным путям Ангары, Байкала и его притоков – Селенги, Верхней Ангары, добычу и поставку нерудных строительных материалов, судостроение и судоремонт.
В Восточно-Сибирское речное пароходство входили:
- Братский речной порт, г. Братск;
- Иркутский речной порт, г. Иркутск;
- Порт Байкал, ст. Байкал;
- Порт Улан-Удэ, г. Улан-Удэ;
- Свирский речной порт, г. Свирск;
- Верфь им. Ярославского, п. Листвянка;
- Иркутская РЭБ флота, г. Иркутск;
- Усольская РЭБ флота, г. Усолье-Сибирское.В настоящее время Восточно-Сибирское речное пароходство входит в Группу компаний «Истлэнд» – крупнейший туристический оператор Восточной Сибири.
Известны следующие значки Восточно-Сибирского речного пароходства:
- в память 100-летия Восточно-Сибирского речного пароходства. 1985 г. (7.1),
- в память 130-летия Восточно-Сибирского речного пароходства. 2015 г. (7.2),
- Восточно-Сибирское речное пароходство. ГК «Истленд» (7.3).
7.1
|
7.2
|
7.3
|
8. Вятское речное пароходство, г. Киров
В сентябре 1918 года национализированное Вятско-Волжское речное пароходство было преобразовано в Вятское речное управление водного транспорта Волжского бассейна.
В дальнейшем пароходство меняло свое название и подчиненность – то было самостоятельным (Постановление СНК СССР от 16.11.1936 г.), то являлось подразделением Волжского или Камского пароходств. И только в 1968 году, выйдя из состава ВОРП, пароходство передано в непосредственное подчинение МРФ РСФСР.
Пароходство осуществляло перевозки грузов и пассажиров по реке Вятка, добычу и поставку нерудных строительных материалов, судоремонт.
В Вятское речное пароходство входили:
- Порт Вятские Поляны, г. Вятские Поляны;
- Порт Киров, г. Киров;
- Порт Котельнич, г. Котельнич;
- РЭБ флота им. Степана Халтурина, г. Котельнич;
- РЭБ флота Памяти Кирова, п. Аркуль.
В настоящее время пароходство преобразовано в ОАО «Вятское речное пароходство».
Значков Вятского речного пароходства не известно.
9. Енисейское речное пароходство, г. Красноярск
Енисейское речное пароходство создано в 1931 г. на базе Западно-Сибирского пароходства.
Пароходство осуществляло перевозки грузов и пассажиров по реке Енисей и ее притокам, добычу и поставку нерудных строительных материалов, судостроение и судоремонт.
В Енисейское речное пароходство входили:
- Ачинский речной порт, г. Ачинск;
- Игаркский речной порт, г. Игарка;
- Красноярский речной порт, г. Красноярск;
- Лесосибирский речной порт, г. Лесосибирск;
- Ермолаевская РЭБ флота, п. Ермолаево;
- Кононовская РЭБ флота, п. Кононово;
- Красноярский ССЗ, г. Красноярск;
- Красноярская судоверфь, г. Красноярск;
- Минусинская РЭБ флота, п. Селиваниха;
- Павловская РЭБ флота, п. Павловщина;
- Подтесовская РЭБ флота, п. Подтесово.
В 1994 году пароходство преобразовано в акционерное общество, в настоящее время – АО «Енисейское речное пароходство».
Известны следующие значки Енисейского речного пароходства:
- кокарда-вымпел Енисейского управления речного пароходства (ЕУРП). 30-40 гг XX века (9.1),
- в память 100-летия судоходства на Енисее. 1963 г. (9.2),
- в память 125-летия судоходства на Енисее. 1988 г. (9.3),
- в память 150-летия судоходства на Енисее. 2013 г. (9.4),
- в память 80-летия Енисейского пароходства. 2011 г. (9.5),
- в память 80-летия Енисейского пароходства. «За вклад в развитие предприятия» 2011 г. (9.6а, 9.6р),
- дизель электроход «Ипполит Иванов» енисейского речного пароходства (9.7),
- в память 50-летия Ермолаевской РЭБ флота. 2002 г. (9.8),
- в память 60-летия Ермолаевской РЭБ флота. 2012 г. (9.9),
- в память 50-летия Подтесовской РЭБ флота. 1986 г. (9.10),
- в память 80-летия Подтесовской РЭБ флота. 2016 г. (9.11а, 9.11р),
- "Ветеран Подтесовской РЭБ флота" Енисейского речного пароходства (9.12).
9.1
|
9.2
|
9.3
|
9.4
|
9.5
|
9.6а
|
9.7
|
9.8
|
9.9
|
9.10
|
9.11а
|
9.11р
|
9.12
|
10. Западное речное пароходство, г. Калининград
Западное речное пароходство МРФ РСФСР образовано в 1956 г. после разделения Неманского пароходства.
Пароходство осуществляло перевозки грузов и пассажиров по реке Преголя с выходом в Балтийское море, добычу и поставку нерудных строительных материалов, судоремонт.
В Западное речное пароходство входили:
- Калининградский речной порт, г. Калининград;
- Порт Советск, г. Советск;
- Калининградский СРЗ, г. Калининград.
В 1993 г. пароходство акционировалось, в настоящее время – ОАО «Западное пароходство».
Значков Западного речного пароходства не известно.
11. Западно-Сибирское речное пароходство, г. Новосибирск
Западно-Сибирское речное пароходство основано в 1897 году как частное предприятие.
После революции пароходство национализировано и в 1923 году было образовано Западно-Сибирское государственное речное пароходство (Официальный отдел «Вестника путей сообщения», 1923).
Пароходство осуществляло перевозки грузов и пассажиров по реке Обь и ее притокам, добычу и поставку нерудных строительных материалов, судоремонт.
В Западно-Сибирское речное пароходство входили:
- Александровский речной порт, с. Александровское;
- Барнаульский речной порт, г. Барнаул;
- Беляйский речной порт, п. Беляй;
- Бийский речной порт, г. Бийск;
- Каргасокский речной порт, п. Каргасок;
- Кемеровский речной порт, г. Кемерово;
- Колпашевский речной порт, г. Колпашево;
- Новосибирский речной порт, г. Новосибирск;
- Томский речной порт, г. Томск;
- Барнаульская РЭБ флота, г. Барнаул;
- Моряковская РЭБ флота, п. Моряковка;
- Новоильинская РЭБ флота, п. Озерное;
- Новосибирская РЭБ флота, г. Новосибирск;
- Самусьская РЭБ флота, п. Самусь.
В 1993 г. пароходство акционировалось, в настоящее время – ОАО «Западно-Сибирское речное пароходство» (ОАО «ЗСРП»). С марта 2018 года ОАО «ЗСРП» находится в стадии ликвидации.
Известны следующие значки Западно-Сибирского речного пароходства:
- в память 50-летия Западно-Сибирского речного пароходства. 1973 г. (11.1, 11.2),
- в память 110-летия Западно-Сибирского речного пароходства. «За труд на благо предприятия» 2007 г. (11.3а, 11.3р),
- в память 80-летия Новосибирской РЭБ флота. (11.4).
11.1
|
11.3а
|
11.4
|
12. Иртышское речное пароходство, г. Омск
Первое пароходство на Иртыше было основано в 1846 году и с этой даты ведет отсчет современное Иртышское пароходство.
За период своей истории на Иртыше перевозки осуществляли и частные и государственные пароходства. В 1923 году в Омске было организовано Западно-Сибирское государственное речное пароходство. В 1936 году было создано Верхне-Иртышское пароходство с центром в Семипалатинске. В течение нескольких лет Иртышское пароходство входило в состав Обь-Иртышского пароходства.
Пароходство осуществляло перевозки грузов и пассажиров по реке Иртыш и ее притокам, добычу и поставку нерудных строительных материалов, судостроение и судоремонт.
В Иртышское речное пароходство входили:
- Омский речной порт, г. Омск;
- Тарский речной порт, г. Тара;
- Усть-Ишимский речной порт, с. Усть-Ишим;
- Иртышская РЭБ флота, г. Омск;
- Омский ССРЗ, г. Омск;
- Тарская РЭБ флота, г. Тара;
- Черлакская РЭБ флота, п. Черлак.
В 1992 г. пароходство преобразовано в акционерное общество, в настоящее время – ПАО «Иртышское пароходство».
Известны следующие значки Иртышского речного пароходства:
- кокарда-вымпел Верхне-Иртышского управления речного пароходства. 30-40 гг. XX века (12.1),
- в память 125-летия Иртышского речного пароходства. 1971 г. (12.2),
- в память 150-летия Иртышского речного пароходства. 1996 г. (12.3),
- в память 160-летия Иртышского пароходства. 2006 г. (12.4),
- в память 160-летия Судоходства на Иртыше. ОАО «Иртышское пароходство». 2006 г. (12.5а, 12.5р),
- в память 25-летия Иртышской РЭБ флота. 1990 г. (12.6)
12.1
|
12.3
|
12.4
|
12.5а
|
13. Камское речное пароходство, г. Пермь
В 1846 году в Перми появилось первое пароходное общество. За последующие 70 лет на Каме было образовано более 30 пароходных компаний, которые были национализированы в 1918 году.
В 1931 году было основано государственное Камское речное пароходство.
Пароходство осуществляло перевозки грузов и пассажиров по водным путям Европейской части страны, добычу и поставку нерудных строительных материалов, судоремонт.
В Камское речное пароходство входили:
- Порт Березники, г. Березники;
- Порт Камбарка, г. Камбарка;
- Порт Левшино, г. Пермь;
- Порт Набережные Челны, г. Набережные Челны;
- Порт Пермь, г. Пермь;
- Порт Сарапул, г. Сарапул;
- Порт Чайковский, г. Чайковский;
- Заозерская РЭБ флота, г. Пермь;
- РЭБ флота Памяти Дзержинского, г. Пермь;
- Соликамский ССРЗ, г. Соликамск;
- Чайковская РЭБ флота, г. Чайковский;
- Чистопольский СРЗ, г. Чистополь;
- Мошевская РЭБ флота, п. Мошево.
В 1993 г. пароходство преобразовано в акционерное общество, в настоящее время – ПАО «Судоходная компания «Камское речное пароходство».
Известны следующие значки Камского речного пароходства:
- значок-вымпел Камского управления речного пароходства. (13.1),
- в память 125-летия Камского речного пароходства. 1971 г. (13.2),
- в память 50-летия Камского речного пароходства. 1981 г. (13.3),
- в память 50-летия Камского речного пароходства. Пермский речной вокзал. 1981 г. (13.4),
- в память 150-летия Камского речного пароходства. 1996 г. (13.5),
- Камское речное пароходство (13.6, 13.7),
- Камское пароходство (13.8),
- Камское речное пароходство. Пермь (13.9),
- в память 50-летия Чайковской РЭБ (13.10),
- в память 50-летия порта Камбарка. 1992 г. (13.11),
- Турист голубых дорог. КРП (13.12, 13.13).
13.1
|
13.2
|
13.4
|
13.5
|
13.6
|
13.7
|
13.9
|
13.10
|
13.11
|
13.12
|
14. Кубанское речное пароходство, г. Краснодар
Кубанское речное пароходство основано в 1861 году, когда началось судоходство по реке Кубани. Из объединения нескольких пароходств к 1900 году выросло акционерное общество, которое было национализировано в 1920-е годы.
Кубанское речное пароходство Министерства речного флота РСФСР образовано в 1968 г.
Пароходство осуществляло перевозки грузов и пассажиров по реке Кубань с выходом в Азовское море, добычу и поставку нерудных строительных материалов.
В Кубанское речное пароходство входили:
- Порт Темрюк, г. Темрюк;
- Краснодарская РЭБ флота, г. Краснодар;
- Темрюкская РЭБ флота, г. Темрюк.
Кубанское речное пароходство, ставшее в 1993 году открытым акционерным обществом, в 2002 году интегрировалось в группу компаний «Азово-Донское пароходство».
Значков Кубанского речного пароходства не известно.
15. Ленское объединенное речное пароходство, г. Якутск
В феврале 1894 года было создано пароходство для перевозок по линии Усть-Кут – Якутск. В навигацию 1894 года на Лене и Витиме работали 15 пароходов
В 1920 году на р. Лена была проведена национализация флота и в 1923 году основано Якутское пароходство, с 1931 года – Ленское пароходство.
Пароходство осуществляло перевозки грузов и пассажиров по рекам Ленского бассейна, добычу и поставку нерудных строительных материалов, судостроение и судоремонт.
В Ленское объединенное речное пароходство входили:
- Белогорский речной порт, п. Белая Гора;
- Зырянский речной порт, п. Зырянка;
- Олекминский речной порт, г. Олекминск;
- Осетровский речной порт, г. Усть-Кут;
- Нижнеянский речной порт, п. Нижнеянск;
- Хандыгский речной порт, п. Хандыга;
- Якутский речной порт, г. Якутск;
- Алексеевская РЭБ флота, п. Алексеевск;
- Жатайская РЭБ флота, п. Жатай;
- Качугская судоверфь, п. Качуг;
- Киренская РЭБ флота, г. Киренск;
- Осетровская РЭБ флота, г. Усть-Кут;
- Осетровский ССРЗ, г. Усть-Кут;
- Пеледуйская РЭБ флота, п. Пеледуй.
В 1994 г. зарегистрирована акционерная судоходная компания «Ленское объединенное речное пароходство». В июле 2018 г. ОАО «ЛОРП» переименовано в ПАО «ЛОРП».
Известны следующие значки Ленского объединенного речного пароходства:
- кокарда-вымпел Ленского управления речного пароходства. 30-40 гг. XX века (15.1),
- в память 100-летия Ленского речного пароходства. 1994 г. (15.2-15.5),
- 75 лет судоходству на реке Индигирка. ЛОРП (15.6),
- ЛОРП. Ленаречфлот (15.7),
- ЛОРП (15.8-15.14),
- Сухогруз «Александр Горбачевский» ЛОРП (15.15),
- Сухогруз «Александр Керосинский» ЛОРП (15.16),
- Сухогруз «Инженер Дмитриев» ЛОРП (15.17),
- «Почетный работник Ленского объединенного речного пароходства» (15.18),
- Осетровский порт ЛРП (15.19),
- в память 100-летия Киренской РЭБ ЛОРП. 1990 г. (15.20),
- в память 110-летия Киренской РЭБ флота. 2000 г. (15.21),
- в память 50-летия Жатайского ССРЗ (15.22),
- «Победитель конкурса. Ленское бассейновое НТО» (15.23).
15.1
|
15.2
|
15.3
|
15.4
|
15.7
|
15.8
|
15.9
|
15.10
|
15.11
|
15.12
|
15.13
|
15.16
|
15.17
|
15.19
|
15.20
|
15.22
|
16. Московское речное пароходство, г. Москва
Московское речное пароходство начало регулярные рейсы по рекам Москва, Ока, Волга с 1858 года.
В 1931 году было основано «Московско-Окское управление речного пароходства» (МОУРП), а после ввода в строй канала Москва-Волга, создано пароходство канала «Москва-Волга». В 1954 году МОУРП и пароходство канала «Москва-Волга» были объединены в Московское речное пароходство.
Пароходство осуществляло перевозки грузов и пассажиров по водным путям Европейской части страны, добычу и поставку нерудных строительных материалов, судостроение и судоремонт.
В Московское речное пароходство входили:
- Московский Северный порт, г. Москва;
- Московский Западный порт, г. Москва;
- Московский Южный порт, г. Москва;
- Московский пассажирский порт, г. Москва;
- Порт Вязники, г. Вязники;
- Порт Дзержинск, г. Дзержинск;
- Порт Касимов, г. Касимов;
- Порт Коломна, г. Коломна;
- Порт Муром, г. Муром;
- Порт Рыбинск, г. Рыбинск;
- Порт Рязань, г. Рязань;
- Порт Серпухов, г. Серпухов;
- Порт Калинин, г. Калинин (г. Тверь);
- Порт Углич, г. Углич;
- Белогородский ССРЗ, п. Белый Городок;
- Дуденевская РЭБ флота, п. Дуденево;
- Касимовский СРЗ, г. Касимов;
- Московский СРЗ, г. Москва;
- Хлебниковский МСЗ, г. Долгопрудный;
- Шиморский ССЗ, п. Шиморское.
В 1994 году Московское речное пароходство было акционировано, в настоящее время – ОАО Московское речное пароходство.
Известны следующие значки Московского речного пароходства:
- кокарда-вымпел Московско-Окского управления речного пароходства. 30-40 гг. XX века (16.1),
- кокарда-вымпел пароходства канала «Москва-Волга». 30-40 гг. XX века (16.2),
- в память 100-летия Московского пароходства. 1958 г. (16.3),
- в память 125-летия Московского пароходства. 1983 г. (16.4),
- в память 140-летия Московского пароходства. 1998 г. (16.5),
- в память 150-летия Московского пароходства. 2008 г. (16.6),
- Московское речное пароходство (16.7 – 16.17),
- «Московское речное пароходство. За безаварийную работу. I степени» (16.18),
- «Московское речное пароходство. За безаварийную работу. II степени» (16.19),
- «Московское речное пароходство. За безаварийную работу. III степени» (16.20),
- «Московское речное пароходство. За заслуги» (16.21),
- «Московское речное пароходство. Ветеран труда» (16.22),
- в память 50-летия Шиморского ССЗ. 1977 г. (16.23),
- Московский речной техникум (16.24),
- в память 50-летия Московского речного техникума (16.25 – 16.27).
16.3
|
16.5
|
16.9
|
16.10
|
16.11
|
16.12
|
16.13
|
16.15
|
16.17
|
16.20
|
16.21
|
16.23
|
16.24
|
16.25
|
16.26
|
16.27 |
17. Обь-Иртышское речное пароходство, г. Тюмень
Обь-Иртышское речное пароходство основано По¬становлением Совета Министров РСФСР в 1982 году. Необходимость создания пароходства была вызвана возрастающим объемом грузоперевозок при освоении нефтегазовых месторождений Западной Сибири.
Пароходство осуществляло перевозки грузов и пассажиров по рекам Обь-Иртышского бассейна с выходом в Обскую губу, добычу и поставку нерудных строительных материалов, судостроение и судоремонт.
В Обь-Иртышское речное пароходство входили:
- Надымский речной порт, г. Надым;
- Нефтеюганский речной порт, г. Нефтеюганск;
- Нижневартовский речной порт, г. Нижневартовск;
- Салехардский речной порт, г. Салехард;
- Речной порт Сергино, п. Приобский;
- Сургутский речной порт, г. Сургут;
- Тазовский речной порт, п. Тазовский;
- Тобольский речной порт, г. Тобольск;
- Тюменский речной порт, г. Тюмень;
- Уренгойский речной порт, п. Коротчаево;
- Ханты-Мансийский речной порт, г. Ханты-Мансийск;
- Сургутская РЭБ флота, г. Сургут;
- Тобольская РЭБ флота, г. Тобольск;
- Тюменский ССРЗ, г. Тюмень.
Известен значок АО «Обь-Иртышское речное пароходство»:
- в память 25-летия Обь-Иртышского речного пароходства. 2007 г. (17.1).
18. Печорское речное пароходство, г. Печора
Печорское речное пароходство основано в 1931 году с целью организации перевозок при освоении Северных районов и Воркутинского угольного месторождения.
Пароходство осуществляло перевозки грузов и пассажиров по реке Печора, добычу и поставку нерудных строительных материалов, судоремонт.
В Печорское речное пароходство входили:
- Печорский порт, г. Печора;
- Печорская РЭБ флота, г. Печора;
- Щельяюрская РЭБ флота, п. Щельяюр.
С июля 2012 года ОАО «Судоходная Компания Печорское Речное Пароходство» находится в стадии ликвидации.
Известны следующие значки Печорского речного пароходства:
- в память 100-летия парового судоходства на Печоре. 1964 г. (18.1),
- в память 50-летия Печорского речного пароходства. 1981 г. (18.2),
- Печорское пароходство (18.3),
- УРС (управление рабочего снабжения) Печорского управления речного пароходства (18.4),
- «Судоходная Компания Печорское Речное Пароходство» (18.5).
18.4
|
18.5
|
19. Северное речное пароходство, г. Архангельск
В 1858 году в городе Архангельске основано Северо-Двинское пароходное общество.
Северное государственное речное пароходство с центром в Архангельске было образовано постановлением Совета труда и обороны от 30 января 1923 года (Собрание узаконений и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства, 1923, № 8, ст.113).
Пароходство осуществляло перевозки грузов и пассажиров по реке Северная Двина с выходом в Белое море, добычу и поставку нерудных строительных материалов, судостроение и судоремонт.
В Северное речное пароходство входили:
- Архангельский речной порт, г. Архангельск;
- Котласский речной порт, г. Котлас;
- Сыктывкарский речной порт, г. Сыктывкар;
- Архангельская РЭБ флота, г. Архангельск;
- Великоустюгский ССРЗ, г. Великий Устюг;
- Лимендский ССРЗ, г. Котлас;
- Приводнинская РЭБ флота, п. Приводино.
В настоящее время АО «Северное речное пароходство» доставляет грузы в порты арктических морей, осуществляет перевозки на международных сообщениях и по внутренним водным путям России.
Известны следующие значки Печорского речного пароходства:
- в память 100-летия парового судоходства на Северной Двине. 1958 г. (19.1),
- в память 125-летия парового судоходства на Северной Двине. 1983 г. (19.2),
- в память 50-летия Северного речного пароходства. 1973 г. (19.3),
- в память 60-летия Северного речного пароходства. 1983 г. (19.4),
- в память 160-летия Северного речного пароходства. 2018 г. (19.5),
- Северное речное пароходство (19.6),
- Юбилей Архангельского речного порта (19.7),
- в память 120-летия Великоустюгского ССРЗ. 1986 г. (19.8),
- в память 70-летия Великоустюгского речного училища (19.9),
- ветеран СРП (Северного речного пароходства) (19.10).
19.2
|
19.3
|
19.4
|
19.5
|
19.7
|
19.8
|
19.10 |
20. Северо-Западное речное пароходство, г. Ленинград (г. Санкт Петербург)
Северо-западное государственное речное пароходство с центром в Петрограде было образовано постановлением Совета труда и обороны от 30 января 1923 года (Собрание узаконений и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства, 1923, № 8, ст.113).
Пароходство осуществляло перевозки грузов и пассажиров по водным путям Европейской части страны с выходом в моря, добычу и поставку нерудных строительных материалов, судостроение и судоремонт.
В Северо-Западное речное пароходство входили:
- Белозерский речной порт, г. Белозерск;
- Вытегорский речной порт, г. Вытегра;
- Ленинградский пассажирский порт, г. Ленинград (г. Санкт Петербург);
- Ленинградский речной порт, г. Ленинград (г. Санкт Петербург);
- Новгородский речной порт, г. Новгород;
- Подпорожский речной порт, п. Никольский;
- Псковский речной порт, г. Псков;
- Свирицкий речной порт, п. Свирица;
- Череповецкий речной порт, г. Череповец;
- Вознесенская РЭБ флота, п. Вознесенье;
- Новоладожский СРЗ, г. Новая Ладога;
- Невский ССРЗ, г. Петрокрепость (г. Шлиссельбург);
- Ленинградская РЭБ флота, г. Ленинград (г. Санкт Петербург);
- Череповецкий ССРЗ, г. Череповец.
В 1993 году Северо-Западное речное пароходство приватизировано и изменило название на Северо-Западное пароходство (СЗП) как более отвечающее статусу предприятия. Ныне – ПАО «Северо-Западное пароходство».
Известны следующие значки Северо-Западного речного пароходства:
- кокарда-вымпел Северо-Западного государственного речного пароходства.
30-40 гг. XX века (20.1),
- кокарда-вымпел Ленинградского пригородного пассажирского пароходства.
30-40 гг. XX века (20.2),
- в память 150-летия парового судоходства на Неве. 1965 г. (20.3),
- в память 70-летия Северо-Западного речного пароходства. 1993 г. (20.4),
- теплоход «Алтай» СЗРП (20.5),
- теплоход «А. С. Попов» СЗРП (20.6),
- теплоход «Родина» СЗРП (20.7),
- «Почетному работнику СЗРП» (20.8),
- «Ветеран СЗП» (20.9),
- в память 50-летия Ленинградского пассажирского порта СЗРП. (20.10),
- в память 55-летия Ленинградского пассажирского порта СЗРП. (20.11),
- «Ветеран труда Ленинградского пассажирского порта СЗРП». (20.12),
- в память 50-летия Ленинградской ремонтно-эксплуатационной базы СЗРП (20.13).
20.1
|
20.2
|
20.4
|
20.5
|
20.6
|
20.7
|
20.10
|
20.12
|
20.13
|
21. Сухонское речное пароходство, г. Вологда
Сухонское речное пароходство основано в 1936 году, выделением из Северного речного пароходства, для осуществления перевозок в Северо-Западных и Северных районах со слабо развитыми видами транспорта.
Пароходство осуществляло перевозки грузов и пассажиров по р. Сухоне и ее притокам, добычу и поставку нерудных строительных материалов, судоремонт.
В Сухонское речное пароходство входили:
- Вологодский речной порт, г. Вологда;
- Порт Сокол, г. Сокол;
- Порт Тотьма, г. Тотьма;
- Вологодская РЭБ флота, г. Вологда.
В 1993 году Сухонское речное пароходство акционировано. Решением Арбитражного суда ОАО «Сухонское речное пароходство» признано банкротом и ликвидировано 13 октября 1999 года.
В 2000 году на базе Сухонского речного пароходства создано АО «Сухонский речной концерн».
Известен значок Сухонского речного пароходства:
- в память 50-летия Сухонского речного пароходства. 1986 г. (21.1).
Знаки речных пароходств союзных республик
Кроме речных пароходств МРФ РСФСР, о которых рассказано выше, в нашей стране в разные годы существовали и другие речные пароходства:
- Верхне-Днепровское (в 1926-65 годах – Днепровское, с 1965 года – Главное управление речного флота при СМ УССР),
- Нижне-Днепровское (в 1926-65 годах – Днепровское, с 1965 года – Главное управление речного флота при СМ УССР),
- Средне-Азиатское (в 1936-46 годах – Аму-Дарьинское, с 1946 года – Среднеазиатское, с 1956 года – в ведении ММФ СССР),
- Аральское (до 1946 года),
- Днепро-Двинское (с 1947 года – Верхнеднепровское),
- Закавказское (с 1932 года– Куринское (Приказ Наркомвода от 30.11.32 № 400), до 1946 года),
- Уральское (до 1946 года),
- Чудское (образовано Постановлением СНК СССР от 10.12.1940 г.),
- Днестровское,
- Западно-Двинское (Латвийское) (образовано Постановлением СНК СССР от 10.12.1940 г.),
- Балхаш-Илийское,
- Иссык-Кульское,
- Неманское (образовано Постановлением СНК СССР от 10.12.1940 г.).
Кроме того, по реке Дунай с выходом в Черное море, перевозки грузов и пассажиров осуществляло Советское Дунайское пароходство ММФ СССР.
Ниже приведены известные значки этих пароходств:
- жетон «2-е пароходное общество по Днепру и его притокам» (22.1),
- «Отличник ГУДРП (главного управления Днепровского речного пароходства) (22.2),
- теплоход «Советский Союз» (22.3),
- знак-вымпел Иссык-Кульского речного пароходства. 30-40 гг. XX века (22.4),
- 3нак-вымпел Уральского управления речного пароходства. 30-40 гг. XX века (22.5),
- в память 50-летия Среднеазиатского пароходства и 100-летия судоходства на Аму-Дарье. 1973 г. (22.6),
- Среднеазиатское пароходство (22.7),
- в память 40-летия Латвийского речного пароходства. 1980 г. (22.8),
- в память 50-летия Латвийского речного пароходства. 1990 г. (22.9),
- значок-вымпел Управления по транспортному освоению малых рек при СМ Латвийской ССР (22.10),
- значок-вымпел Советского Дунайского пароходства (22.11),
- в память 25-летия Советского Дунайского пароходства. 1969 г. (22.12),
- «Ветеран Советского Дунайского пароходства» (22.13),
- Советское Дунайское пароходство (22.14),
- теплоход «Айвазовский» Советского Дунайского пароходства (22.15),
- теплоход «Волга» Советского Дунайского пароходства (22.16),
- теплоход «Днепр» Советского Дунайского пароходства (22.17),
- теплоход «Молдавия» Советского Дунайского пароходства (22.18),
- теплоход «Осетия» Советского Дунайского пароходства (22.19),
- теплоход «Украина» Советского Дунайского пароходства (22.20),
- порт Измаил Советского Дунайского пароходства (22.21),
- порт Рени Советского Дунайского пароходства (22.22),
- порт Усть-Дунайск Советского Дунайского пароходства (22.23).
22.1
|
22.2
|
22.3
|
22.4
|
22.8
|
22.11
|
22.12
|
22.15
|
22.16
|
22.18
|
22.19
|
22.20
|
22.21
|
22.22
|
22.23
|
Детские речные пароходства
Кроме «взрослых» пароходств, о которых рассказано выше, в нашей стране существовали (и существуют) детские речные пароходства – внешкольные учреждения, находящееся в ведении отдела учебных заведений управлений речных пароходств МРФ РСФСР.
Детские речные пароходства имели в своем составе учебные теплоходы, шлюпки, причалы, мастерские, учебные классы.
Московское детское речное пароходство (МДРП) было создано при Московском речном пароходстве в 1957 году, а в 1958 году было создано Горьковское детское речное пароходство (ГДРП) им. Аркадия Гайдара – в настоящее время Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Нижегородское детское речное пароходство».
Детские речные пароходства существовали в Красноярске при Енисейском речном пароходстве и Тюмени при Обь-Иртышском речном пароходстве.
Ниже приведены известные значки детских речных пароходств:
- в память 25-летия МДРП. 1982 г. (23.1),
- в память 30-летия МДРП. 1987 г. (23.2),
- МДРП (23.3, 23.4),
- «За дальний поход МДРП» (23.5),
- в память 10-летия Детского речного пароходства им. Гайдара. 1968 г. (23.6а, 23.6р),
- в память 30-летия ГДРП. 1988 г. (23.7),
- «Юнга ГДРП» (23.8),
- в память 10-летия КДРП (23.9),
- «Юнга Енисея» (23.10),
- «Детское речное пароходство. Тюмень» (23.11).
23.1
|
23.3
|
23.4
|
23.5
|
23.7
|
23.8
|