Водохозяйственные сооружения
В настоящей статье представлены знаки (значки) водохозяйственных сооружений, не относящихся ни к гидроэнергетике, ни к водному транспорту. Это инженерно-мелиоративные (гидротехнические) сооружения, построенные для нужд орошения (ирригации), водоснабжения, обводнения и прочих.
1. Большой Ферганский канал
Ирригационный канал в Узбекистане, Кыргызстане и Таджикистане, крупнейшее гидротехническое сооружение в СССР.
Канал построеный методом «народной стройки». Общая длина канала составляет около 350 км и включает два тракта: верхний Нарынский (44 км) и нижний Карадарьинский (около 300 км), разделённые участком р. Карадарьи. На территорию Узбекистана приходится 283 км, на территорию Кыргызстана – 12 км, на территорию Таджикистана – 62 км. На Большом Ферганском канале (далее – БФК) построено более 1000 гидротехнических сооружений, из них более 50 крупных. По трассе канала имеется 9 плотин, 258 водовыпусков, 7 водосбросов, 8 акведуков, 101 мост. Было произведено несколько реконструкций канала – в 1953-1962, 1964 и 1967 годах.
В 1966 году БФК присвоено имя государственного деятеля УзССР, первого секретаря коммунистической партии Узбекистана, министра хлопководства СССР Усмана Юсуповича Юсупова. До этого года БФК носил имя И.В. Сталина.
В декабре 1939 г. Президиум Верховного Совета УзССР учредил знак (1.1) «Участник строительства Большого Ферганского канала имени тов. Сталина». Такой же знак (1.2) учредил и Президиум Верховного Совета Таджикской ССР.
1.1
1.2
Знаком награждались колхозники, инженерно-технические работники, лица административного и руководящего состава, участвовавшие в строительстве канала; рабочие, служащие и инженерно-технические работники предприятий, снабжавшие строительство оборудованием и строительными материалами; работники искусства, просвещения, здравоохранения, связи, торговли, обслуживающие строительство канала.
Так как бОльший объем строительных работ пришелся на Узбекистан, то и , соответственно, тираж «узбекских» значков значительно больше «таджикских».
В послевоенные годы выпущены значки (1.3, 1.4), посвященные БФК и его 50-летнему юбилею (1.5).
1.3
|
1.4
|
1.5
|
2. Андижанский канал (Андижансай)
Впервые искусственные гидротехнические сооружения по трассе современного Андижанского канала были построены еще 2000 лет назад до Н.Э.
Канал (2.1) питается водами реки Карадарьи и начинается от плотины гидроузла Андижанского водохранилища (2.2) (Андижанская область Узбекистана), воды канала сбрасываются в Большой Ферганский канал. Из Андижанского канала берут начало около 40 каналов, как сравнительно крупных, так и мелких.
Общая длина канала составляет 76,7 км. По течению построено 6 крупных водораспределительных сооружений.
3. Каракумский канал
Самотечный Каракумский канал протяжённостью более 1400 км берет начало от реки Амударьи и идет по южным и юго-западным районам Туркмении до Каспийского моря. На протяжении 450 км по каналу осуществляется судоходство. Ширина канала достигает 200 м, глубина – до 7,5 м.
Гидротехнические сооружения канала включают в себя головной водозабор с пропускной способностью свыше 300 м3/сек, судоходный шлюз, ряд плотин, водосбросов и других. По трассе канала построено несколько водохранилищ: Зеидское, Хаузханское, Куртлинское, Геок-Тепинское, Копетдагское.
Строительство канала началось в 1954 году. Первая очередь канала от реки Амударья до города Мургаб длиной 400 км построена в 1959 году.
Вторая очередь канала до города Теджен длиной 140 км завершена в 1960 году.
Третья очередь канала от Теджена до столицы Туркмении Ашхабада длиной 300 км завершена в 1962 году, после чего строительство было приостановлено и возобновлено лишь в 1971 году.
Четвертая очередь канала от Ашхабада до Берикета завершена в 1986 г.
Строительство канала официально закончилось в 1988 г, однако ряд сооружений канала строился и позже. От города Берикета Каракумский канал разделен на два направления. Одна ветка тянется в юго-западный район Туркмении до г. Этрека, вторая – к г. Балканабад (Небит-Даг). Далее планировалось по трубам подавать воду в г. Туркменбаши (Красноводск), однако о реализации этой части проекта сведений нет.
Канал получил имя В. И. Ленина, но после получения Туркменией независимости он стал называться именем первого президента – Туркменбаши.
Каракумскому каналу посвящены значки 3.1-3.5. В СССР выпущен юбилейный значок, посвященный 25-летию канала (3.6), а в республике Туркмения – к 40-летию (3.7).
4. Канал в Голодной степи
Впервые проблемой орошения земель в Голодной степи Узбекистана и Казахстана начали заниматься еще в 19 веке.
В связи с техническими и экономическими трудностями строительство оросительных каналов «Бухара-Арык» и «Николай I» не было завершено.
В царствование Николая II был построен самотечный оросительный «Романовский» канал, переименованный в советское время в канал имени Кирова. Канал протяженностью 116 км проходит по территории Сырдарьинской области Узбекистана (67 км) и Южно-Казахстанской области (49 км), начинаясь от отводящего канала Фархадской ГЭС на реке Сырдарье и заканчиваясь в районе Чардаринского водохранилища.
29 апреля 1940 года СНК СССР и ЦК ВКП (б) приняли постановление «О мероприятиях по дальнейшему развитию сельского хозяйства, и в особенности технических культур, в южной области Казахстана», по которому предполагалось освоить 50 тысяч га новых земель. Канал имени Кирова был расширен и удлинен, а строители канала награждены значком (4.1). После Великой отечественной войны была проведена еще одна реконструкция этого гидротехнического сооружения. После Великой отечественной войны, в 1954 году, была проведена еще одна реконструкция этого гидротехнического сооружения. От канала построены три отводящих рукава, подающих воду на орошение засушливых земель.
В постсоветское время канал получил имя «Достык» – Дружба. С 1992 года подача воды в канал регулируется на основе соглашения между Узбекистаном и Казахстаном, устанавливающим лимит водопотребления.
Освоению Голодной степи посвящены знаки 4.2 – 4.6
4.1 |
4.2 |
4.3 |
5. Канал Иртыш-Караганда
Канал для водоснабжения промышленных и сельскохозяйственных районов Центрального Казахстана строился в 1962-71 годах, однако его эксплуатация началась уже в 1968 году.
Канал забирает воду из рукава Иртыша – реки Белой, выше города Аксу (Ермак) и тянется до города Караганды. На канале построены 22 насосные станции (подъем на 418 м), 14 водохранилищ, 34 искусственных канала и 39 инженерных сооружений (водосбросы, дюкеры, мосты и другие). Протяжённость канала составляет 458 км, ширина – 20-50 м, глубина – 5-7 м.
В 2002 году от 19-ой насосной станции построен водовод в р. Ишим и вдхр. Вячеславское для водоснабжения г. Астаны.
В настоящее время канал носит имя первого президента Академии наук Казахской ССР Каныша Сатпаева.
Для строителей канала учрежден значок (5.1). Известен и еще один значок канала (5.2), по-видимому, посвященный пуску в строй этого гидротехнического сооружения.
6. Саратовский канал
Саратовский оросительно-обводнительного канал забирает воду Саратовского водохранилища у города Балаково и подает ее в засушливые районы левобережья Волги.
Решение о строительстве канала было принято в мае 1967 года Постановлением Совета Министров СССР о строительстве Саратовского канала. В октябре того же года был вынут первый кубометр грунта из будущего русла, а в 1971 году волжская вода пошла в самотечную часть канала. В 1972 году был включен агрегат насосной станции № 5 и совершен пропуск воды в степные реки: Еруслан, Большой и Малый Узень, Малая Чалыкла, что гарантировало обводнение десяти районов Саратовской и Волгоградской областей, а также части территории Казахстана.
В 1973 году канал был принят Госкомиссией в эксплуатацию с оценкой «отлично». Постановлением Совета Министров РСФСР от 31.01.1979 года каналу присвоено имя первого министра мелиорации и водного хозяйства СССР Е.Е. Алексеевского.
В комплекс Саратовского канала входят: головной водозабор, три водохранилища: Сулакское, Толстовское, Ново-Успенское, магистральный канал с пятью насосными станциями (подъем на 92 м), две ветви магистрального канала протяженностью 32,7 км и 17,9 км, а также малые реки общей протяженностью более 1000 км и ряд небольших водохранилищ.
Известен единственный значок (6.1), посвященный этому гидротехническому комплексу.
7. Каналы Северский Донец – Донбасс и Днепр-Донбасс
Индустриализация Донбасса в конце XIX – начале XX веков истощили запасы пресной воды в Донбассе. Поэтому в целях водоснабжения Донецкой области, в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 13 мая 1954 года № 890 «Об обеспечении Донбасса водой», был построен канал от Северского Донца до истока реки Кальмиус. Строительство канала началось 9 августа 1955 года и уже в 1958 году вода пришла в Донецк и Мекеевку. В мае 1962 года канал начал работать на полную мощность, а в 1979 году – был реконструирован и расширен.
Общая длина канала 133,4 км, из них 107 км представляют традиционный наземный канал трапецеидальной формы (ширина по дну 2-4 м, глубина выемок 6-30 м). Остальные 26,4 км – это дюкеры и напорные водоводы четырех насосных станции, поднимающих воду на Донецкий кряж (до 200 метров).
Для строителей канала Северский Донец – Донбасс учрежден знак (7.1), отчеканенный на Ленинградском монетном дворе.
Для компенсации забора воды из реки Северский Донец в канал Северский Донец – Донбасс, которая достигала половины его стока, в 1968 году начато строительство канала Днепр – Донбасс. Проектом было предусмотрено две очереди строительства:
1-ая очередь от Днепродзержинского водохранилища на Днепре до Северского Донца, завершенная в 1982 году;
2-ая очередь – дополнительно каналу Северский Донец – Донбасс, построенная примерно на 80 % и закрытая в 1997 году из-за прекращения финансирования.
Общая протяженность канала Днепр – Донбасс 263 км. Ширина канала по дну около 10 м, глубина 4-5 метров. Вода подается 12 насосными станциями на общую высоту 68 м. На трассе канала построены два водохранилища, ряд плотин, дамб, дюкеров и других гидротехнических сооружений.
Не удалось обнаружить значков для строителей канала Днепр – Донбасс, кроме нескольких значков студенческих строительных отрядов, участвовавших в строительстве (7.2 – 7.5) и юбилейного значка треста Днепрканалстрой (7.6).
7.2 | 7.3 |
7.4 | 7.5 |
8. Канал Волга – Уводь
Это гидротехническое сооружение расположено в Ивановской области и построено в целях водоснабжения текстильной столицы России – города Иваново.
Строительство началось в сентябре 1960 года. 2 ноября 1965 года пущена в строй насосная станция, которая забирает воду из Волги и поднимает ее на 51 м. Далее вода идет самотеком в реку Уводь, протекающую по центру Иваново. Весь комплекс сооружений сдан в эксплуатацию в сентябре 1966 года.
Длина канала 78 км, ширина – 20 м, а средняя глубина – 2,5 м. Для перехвата паводковых и дождевых стоков через трассу канала построено 15 дюкеров, 3 акведука и 9 водоспусков.
В настоящее время в связи со снижением текстильного производства, канал потерял практическое значение и служит главным образом для обводнения реки Уводь. Канал постепенно заиливается и зарастает древесно-кустарниковой растительностью.
Пуску канала в строй посвящен значок 8.1.
В Ивановской области существует еще один уникальный гидротехнический объект – Тезянская шлюзовая система, построенная в первой половине XIX века и состоящая из пяти гидроузлов. Однако значков этого сооружения, к сожалению не известно.
9. Сооружения Мосводоканала
Мосводоканал (МВК) – крупнейшая компания, обеспечивающая водоснабжение и водоотведение в Московском мегаполисе. Мосводоканал доставляет потребителю питьевую воду и очищает канализационные воды.
В инфраструктуру Мосводоканала (9.1) входят девять гидроузлов (9.2), четыре станции водоподготовки (9.3, 9.4), десятки насосных станций, очистные сооружения, водопроводные и канализационные сети (9.5) и прочие подразделения. В настоящей статье представлены отдельные значки только некоторых из них – специализированной автобазы (9.6), производственного управления регулирующих узлов и промышленного водоснабжения (9.7).
Историю Мосводоканала можно начать с 1779 года – года подписания Екатериной II указа о строительстве Мытищинского водопровода, который был пущен в строй в 1804 году (9.8, 9.9).
Первая система канализации в Москве была пущена в строй в 1898 году.
В настоящее время питьевая вода в дома москвичей попадает из реки Волги по каналу имени Москвы и Москворецко-Вазузской водной системы, зарегулированной несколькими гидроузлами. Источники питьевой воды располагаются в Московской, Тверской и Смоленской областях.
9.1
|
9.2
|
9.3
|
9.4
|
9.5
|
9.6
|
9.7
|
9.8
|
9.9
|
10. Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений
На протяжении всей истории Санкт-Петербург-Петроград-Ленинград подвергался регулярным наводнениям реки Невы, вызванными сгонно-нагонными явлениями Финского залива. Со дня своего основания город пережил более 300 наводнений, три из которых были катастрофическим, когда вода в Неве поднималась выше трех метров относительно Кронштадтского ординара.
Уже в XIX веке начались проработки проектов защиты столицы, которые в те годы казались фантастическими. В 1965-77 годах в Ленинградском отделении Гидропроекта были разработаны ТЭО и Технический проект комплекса защиты Ленинграда от наводнений.
2 августа 1979 года вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР № 745 «О строительстве сооружений защиты Ленинграда от наводнений».
В октябре 1980 года началась отсыпка первой грунтовой дамбы. В 1981 году начаты работы по строительству первого водопропускного сооружения. Остров Котлин и город Кронштадт через дамбы и временные перемычки уже в декабре 1984 года был соединён с материком, открыто движение для строительной техники.
С конца 1980-х годов строительство стало тормозиться из-за ухудшения финансирования, споров об экологических и прочих последствиях. И только в 2010 году основные строительные работы были завершены.
12 августа 2011 года комплекс защитных сооружений официально введен в эксплуатацию, а первое его использование для защиты от нагона воды произошло уже 28 ноября 2011 года.
Построенный комплекс гидротехнических сооружений включает в себя одиннадцать грунтовых дамб (длиной 23,4 км), шесть водопропускных и два судопропускных сооружения, шестиполосное шоссе с мостами, туннелем и транспортными развязками. Полная протяженность защитных сооружений 25,4 км.
К сожалению, строительству этого уникального комплекса гидросооружений посвящен только один значок (10.1), выпущенный к соединению Кронштадта с «Большой землей».
11. Северо-Крымский канал – СКК (Північно-Кримський канал – ПКК)
Согласно постановлению Совета Министров СССР от 20 сентября 1950 года «О строительстве Каховской гидроэлектростанции на Днепре, Южно-Украинского канала, Северо-Крымского канала и орошения земель южных районов Украины и северных районов Крыма» начато строительство Каховского гидроузла, водохранилище которого было заполнено в 1958 году.
От Каховского водохранилища на Днепре берет свое начало оросительно-обводнительный Северо-Крымский канал – СКК. Строительство канала (получившего на тот момент имя Ленинского коммунистического союза молодежи Украины – ЛКСМУ) было объявлено ударной республиканской комсомольской стройкой.
Ширина канала – до 150 метров, глубина – до 7 метров. Среднегодовой расход – 380 м³/с, из которых около 300 м³/с поступало в Крым. Часть расхода канала используется для орошения земель Херсонской области. До 80 % воды, поступавшей в Крым, использовалось для нужд орошения сельскохозяйственных земель и промышленного рыбоводства, а около 20 % – аккумулировалось в водохранилищах хозяйственно-питьевого водоснабжения.
Строительство первой очереди канала длилось с 1961 до 1978 года. В 1963 году днепровская вода пришла в Красноперекопск, в 1965 году – в Джанкой, в 1975 году – в Керчь.
В 1990 году сдана вторая очередь строительства канала, в 1997 году – третья очередь.
Строительство четвёртой очереди канала было остановлено в 1997 году из-за финансовых проблем. Планировалось строительство ещё 5-й и 6-й очередей СКК.
Общая протяжённость построенных открытых каналов и трубопроводов оросительных систем (на площади около 100 тыс. га) составляет 11 тыс. км.
Кроме магистрального канала, построено 3 водохранилища, около 50 плотин, 3 напорных и 5 дренажных насосных станций, 4 дюкера, 25 автомобильных мостов через канал и многие другие сооружения.
Строительству и эксплуатации СКК посвящен ряд значков.
Для строителей канала учрежден наградной значок, имеющий (по-видимому) три степени (11.1-11.3), а также выпущен ряд памятных знаков (11.4-11.6).
11.1
|
11.2
|
11.3
|
11.4
|
11.5
|
11.6
|
Десятилетию начала строительства посвящен знак 11.7, а значком 11.8 отметили поступление днепровской воды в Керчь.
11.7
|
11.8
|
Для ветеранов строительства и эксплуатации этого гидротехнического сооружения выпущены значки 11.9-11.10, а в 2013 году Управлением Северо-Крымского канала (УПКК), расположенным в городе Новая Каховка выпущен значок в память 55-летия заполнения Каховского водохранилища (11.11).
11.9
|
11.10
|
11.11
|
Кроме того, имеется ряд значков строительных организаций Крыма, так или иначе участвовавших в этой гигантской стройке, на которых так или иначе обозначены трасса либо русло этого канала (11.12-11.16)
11.12
|
11.13
|
11.14
|
11.15
|
11.16
|